Брянск

Поединок Пересвета с Челубеем Наталья Швец Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Миха
24.06.2019 18:15:14

Поединок Пересвета с Челубеем Наталья Швец Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи. Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой. На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Конечно, его развернули, указав на то, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего таланта. Осенью 1942 года из эвакуации художник приехал в Москву, родной Ленинград был ещё скован кольцом блокады. В столице ему выделили просторную мастерскую, и в декабре он приступил к напряженной работе над ставшей впоследствии широко известной картиной. Над созданием полотна он трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Чтобы сделать изображение исторически достоверным, Авилов истратил немало бумаги на эскизы и зарисовки оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. Знаменитое монументальное полотно он писал шесть месяцев. Битва поединщиков По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов. Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий. Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны. У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. Мурза Челубей От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков. Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырем. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы. Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды. Александр Пересвет Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах. Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского. В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско. Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета. По благославению Сергия Радонежского Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов. Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму. По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока. Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве. Поединок богатырей По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России. Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла. Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя русского войска. В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались». Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен. Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск. Воины Пересвет и Ослябя После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы. По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах. Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.

Источник На главную
Сейчас за окном: 9 - 11
Завтра ожидается: 6 - 10
© 2019
1.473 s.

LightLamp Shop