Брянск

ИОАНН (Максимович Иван; дек. 1651, г. Нежин, ныне Черниговской обл., Украина — 10.06.1715, Тобольск), свт. (пам. 10 июня, 23 июня — в Соборе Сиб
23.06.2019 11:24:56

ИОАНН (Максимович Иван; дек. 1651, г. Нежин, ныне Черниговской обл., Украина — 10.06.1715, Тобольск), свт. (пам. 10 июня, 23 июня — в Соборе Сибирских святых, 20 сент.— в Соборе Брянских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Биография. Род. в семье дворян Васильковских, происходивших из г. Василькова близ Киева. Отца И. звали Максимом, все его сыновья, из к-рых Иван был старшим, получили фамилию по его имени. Имя матери святителя — Евфросиния. О детстве и юности И. сведений практически не сохранилось. Из автобиографического соч. И. «Путник» (не изд.) известно, что с юности святитель любил читать и собрал большую б-ку («от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство» — цит. по: Серафим (Шлыков). 1985. С. 31). После переезда семьи в Киев Иван в кон. 60-х — 1-й пол. 70-х гг. XVII в. обучался в Киево-Могилянской коллегии, по окончании был оставлен в коллегии преподавателем (по-видимому, преподавал лат. язык). В коллегии Иван находился в 1668-1675 гг. В 1675 г. он был пострижен в монашество архим. Иннокентием (Гизелем), настоятелем Киево-Печерского мон-ря, и сразу назначен проповедником в мон-ре (занимал эту должность до 1680). Вскоре администратор Киевской митрополии архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Ла:трь (Баранович) рукоположил И. во диакона, затем во иерея. И. был назначен экономом Киево-Печерского монастыря. В 1677 г. И. побывал в Москве в составе укр. посольства, целью к-рого было просить царя о защите Киева и Киево-Печерского мон-ря от тур. войск. В 1681 г. И. был назначен наместником Сиенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска, годом ранее переданного Киево-Печерскому мон-рю царем Феодором Алексеевичем в ответ на просьбу архим. Иннокентия (Гизеля) для переселения туда киево-иечерской братии в случае нападения турецких войск. В 80-90-х гг. XVII в. И. неоднократно бывал в Москве по церковным делам (см. благодарственное письмо И. патриарху Иоакиму, написанное после возвращения из Москвы в кон. 1685: АрхЮЗР. 1872. Ч. 1.Т. 5. С. 227-228, №61). В 1695 г. по инициативе Черниговского архиеп. св. Феодосия (Углиц-кого) И. был назначен настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. После кончины свт. Феодосия (5 февр. 1696) 24 нояб. того же года при поддержке гетмана И. С. Мазепы И. избрали на Черниговскую кафедру как «мужа благочестива, с юных лет монашествующа, в искусстве добродетели, и поучении, и проповедании слова Божия известного». 10 янв. 1697 г. в Москве И. был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа, хиротонию возглавил патриарх Адриан. В ставленой грамоте И. давалось право совершать богослужения в саккосе, царь своей грамотой подтвердил владения Черниговской кафедры. В том же году И. назначил наместником Елецкой обители с возведением в сан архимандрита св. Димитрия (Савича (Туптало)). В эти годы св. Димитрии работал над 3-й ч. «Книги житий святых», и патриарх Адриан просил И. оказывать книжнику поддержку. В 1699 г. св. Димитрий был переведен настоятелем в новгород-северскии в честь Преображения Господня муж. мон-рь. В 1700 г. И. основал в Чернигове1 коллегию (славяно-лат. школу), к-рая, по его замыслу, должна была стать подготовительным уч-щем для Киево-Могилянской коллегии. В Черниговскую коллегию принимали детей не только из семей духовенства, но и из семей дворян, мещан и казаков. Первым ее префектом стал иером. Антоний (Стаховскии). И. в своих сочинениях называл Черниговскую коллегию «новыми Афинами» и «черниговским Геликоном», современники дали ей прозвания Коллегия Максимовическая и Олимп черниговский Максимовический. Позднее по образцу Черниговской коллегии стали возникать духовные школы в др. укр. и рус. епархиях. С деятельностью коллегии была тесно связана работа руководимой И. типографии в Болдинском во имя Св. Троицы и прор. Божия Илии муж. мон-ре, где печатались богослужебные книги, учебные пособия, труды И. и др. духовных писателей, панегирические сочинения, переводы с латыни. И. поддерживал связи с монастырями Афона, Иерусалима и Синая. Сохранилась грамота И. в Русский вмч. Пантелеймона монастырь, свидетельствующая о том, что святитель оказывал обители материальную помощь (Просвирнин. 1976. С. 57). В 1697-1698 гг., во время голода на Черниговщине, мон-ри епархии при содействии И. развернули широкую благотворительную деятельность. И. повелел иметь в монастырях епархии синодики для поминания в первую очередь благотворителей. Еще в Киеве у И. были тесные контакты с Мазепой, расположением гетмана пользовались также братья святителя, несшие военную службу. Во время выборов на Черниговскую кафедру, проходивших в 1696 г., Мазепа поддержал кандидатуру И., позднее делал щедрые пожертвования на церковные нужды и на возведение храмов (на деньги Мазепы в Чернигове в кон. XVII -нач. XVIII в. был достроен Свято-Троицкий собор в Болдинском монастыре, воздвигнуты церкви во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова и Пятницкая, строились храмы в др. городах и селах епархии). В 1700 1702 гг. на средства Мазепы был сделан ряд построек в Борисоглебском мон-ре резиденции Черниговских архиереев, где также располагалась Черниговская коллегия. Была воздвигнута колокольня с ц. св. Иоанна Предтечи, в 1705 г. построено каменное здание, где разместилась школа риторики. Мон-рям Черниговской и Новгород-Ссвсрской епархии (в частности, черниговскому Елецкому монастырю) Мазепа дал 3 универсала, к-рыми за обителями закреплялись земельные угодья, право монопольной продажи водки, табака и дегтя, выделялись денежные средства (Vni-версали Евана Мазепи, 1687-1709. К.; Льв1в, 2002. № 113, 240, 332; ср.: Мицик Ю. Гетьман 1ван Мазепа як покровитель православно!' Церкви — http://orthodoxy.org.ua/ru/istoriya). На деньги Мазепы Черниговская типография напечатала песк. изданий Евангелия, которые гетман передал Мгарскому в честь Преображения Господня мон-рю, Верхратскому монастырю возле г. Рава-Русская (совр. Львовская обл., Украина), правосл. церквам в Сирии, др. правосл. храмам (Андрусяк С. Щедрою десницею Вашою... // Пам'ятки Украши. 1991. № 6. С. 30; Сгчинський В. Зиждитель xpaMiB i скарб1в духовних // Там же. С. 24). Мазепа уделял большое внимание развитию церковных школ. Как видно из его универсала от 8 февр. 1704 г., на территории Новгород-Се-верской сотни существовало неск. таких уч-щ (Ушверсали 1вана Мазепи. № 385). После измены Мазепы И. присутствовал на выборах нового гетмана, прошедших 6 нояб. 1708 г. на раде в Глухове, когда по желанию царя Петра I Алексеевича был избран И. И. Скоропадский. 12 нояб. того же года И. участвовал в отлучении Мазепы от Церкви, совершенном в присутствии царя Киевским митр. Иоаса-фом (Кроковским). Мазепа оклеветал И. перед Петром I, представив Черниговского архиепископа своим сторонником. К рус. властям был послан казак с подложными «тайными» письмами Мазепы на имя И. и еще нек-рых верных царю людей (глуховского атамана Карпеки, сотника Туранского и кн. Святополк-Четвертинского). II» приказу царя провели расследование, и И. был полностью оправдан. Известно, что П. приветствовал реформы Петра I, посвящал ему свои сочинения, в честь победы в Полтавской битве написал «Синаксарь» (Чернигов, 1710), который должен был читаться в церквах после благодарственной службы в ознаменование победы. И. неоднократно посылал свои сочинения I Ктру I, за что был удостоен царской благодарности и наград. При И. началось почитание свт. Феодосия (Углицкого). С именем свт. Феодосия И. связывал свое чудесное исцеление от болезни в начале служения на Черниговской кафедре. Когда И. был тяжело болен, ему явился свт. Феодосии и сказал: «Служи завтра и будешь здоров». На другой день И. служил литургию. В благодарность за выздоровление он повелел открыть вход в склеп свт. Феодосия в Борисоглебском соборе Болдинского мон-ря и поместил там живописное изображение архипастыря с составленной им стихотворной «Похвалой». Впосл. И. написал тропарь и кондак святителю. В янв. 1711 г. И. получил грамоту царя Петра I, к-рой ему предписывалось, взяв ризницу, отправиться в Москву. По прибытии в Донской иконы Божией Матери московский мон-рь И. получил от местоблюстителя Патриаршего престола Рязанского митр. Стефана (Яворского) царский указ о назначении его митрополитом Тобольским и всея Сибири. 28 февр. 1711 г. в Донском мон-ре И. был возведен в сан митрополита. Назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но ввиду отдаленности епархии от центра и суровости климата современники воспринимали его как ссылку. Существует предание, что перевод И. в Тобольск стал следствием ссоры архиерея с кн. А. Д. Меншиковым. Считается, что при отъезде в Сибирь И. предсказал ссылку Меншикова (в царствование Петра II Меншиков был сослан в Берёзов (ныне пос. Берёзово Ханты-Мансийского АО), где умер в 1729). Предание гласит, что, когда Меншикова с семьей провозили по Иртышу мимо Тобольска, И. вышел на берег реки и благословил проплывавшее судно. И. прибыл в Тобольск 15 авг. 1711г. Во время путешествия, продолжавшегося неск. месяцев, И. писал силлабическими

Источник На главную
Сейчас за окном: 7 - 8
Завтра ожидается: 6 - 9
© 2019
1.566 s.

LightLamp Shop